Формирование организаторских способностей студентов вуза во внеаудиторной Деятельности 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования



Сторінка1/2
Дата конвертації21.10.2019
Розмір208 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2
На правах рукописи


Галеева Надия Абдулловна


формирование ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА во ВНЕАУДИТОРНой Деятельности

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Красноярск 2008




Работа выполнения на кафедре педагогики

ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева»


Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

Бакшеева Зинаида Кирилловна




Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Петрищев Владимир Иннокентьевич


кандидат педагогических наук, доцент

Дрыгина Инна Валерьевна




Ведущее учреждение:

ОГОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования»


Защита состоится «21» февраля 2008 г. в 12 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.097.02 при ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» по адресу: 660049, Красноярск, ул. А. Лебедевой, 89.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Красноярский педагогический университет им. В.П. Астафьева» по адресу: 660049, Красноярск, ул. А. Лебедевой, 89.


Автореферат разослан «___» января 2008 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент


Г.С. Саволайнен




Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Современное быстро меняющееся общество требует от своих членов, особенно молодежи, активного раскрытия и проявления собственного потенциала в различных сферах жизнедеятельности и производства, творческого использования знаний с учетом особенностей ситуации, нахождения эффективных способов формирования личностных качеств. Среди базовых качеств современного специалиста в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002 г.), «Федеральном законе о высшем и послевузовском профессиональном образовании» (2001 г.) называются способности, в том числе организаторские, которые влияют на эффективность принимаемых решений, обеспечивающих подъем отечественной экономики и реализацию различных социальных программ.

Организаторские способности работника становятся востребованными вне зависимости от занимаемой должности и характера основной профессиональной деятельности, так как обеспечивают результативность индивидуальной и групповой деятельности, содействуют развитию межличностного взаимодействия и общения, позволяют выстраивать временные и долгосрочные планы, эффективно действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, оптимально использовать материальные, психологические и кадровые ресурсы.

Достижение такого результата тормозится отсутствием способов формирования организаторских способностей у будущих специалистов — выпускников вуза. Следует отметить, что в педагогической науке и практике этому уделяется определенное внимание.

В работах рассматриваются вопросы подготовки специалиста по разным направлениям: разрабатываются научные концепции, даются понятия, предлагаются программы и ставится акцент на эффективности отдельных направлений педагогической деятельности вузов (Ю.Р. Вишневский, А.Н. Головатый, Н.Ю. Похолков, Г.К. Чернявская и др.); методология системы подготовки специалистов (Э.Ф. Зеер, В.С. Кагерманьян, Л.И. Коханович, А.М. Павлова, Н.Ф. Талызина и др.); методы и формы организации педагогической деятельности вузов (И.В. Дрыгина, В.В. Игнатова, П.Е. Решетников и др.); психологические основания, роль и функции научного просвещения, конкретных знаний (О.А. Абдуллина, А.Н. Лутошкин, С.Л. Рубинштейн и др.); пути, средства и способы формирования организаторских способностей (Р.С. Александров, И.П. Иванов, Д.Н. Лебедев, А.М. Новиков, Н.Ю. Посталюк и др.) и др.

Вопросы формирования организаторских способностей студентов в теории и практике деятельности вузов исследуются следующими учеными: А.Н. Герман, Н.Ф. Головатый, А.П. Кондратюк, Б.И. Корнилов, А.А. Малева, А. Сурин и др.; различные аспекты внеаудиторной деятельности в учебно-воспитательном процессе вуза освещены в работах Н. Валеевой, И.З. Гликман, А.П. Дьякова, И.Е. Курова и др., но специально содержание и методика формирования организаторских способностей студентов во внеаудиторной деятельности вуза учеными не рассматривались.

Положения о формировании личности в процессе деятельности, познания и общения освещены в работах О.А. Абдуллиной, В.П. Зинченко, А.Н. Ковалева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейн и др.

Различные аспекты формирования способностей личности нашли отражение в исследованиях А.В. Батаршева, Ю.Б. Гиппенрейтер, Э.А. Голубевой, В.А. Крутецкого, К.К. Платонова, В.Д. Шадрикова и др.

Анализ исследований показал, что проблема формирования организаторских способностей личности специалиста актуализируется в ряде работ.

Исследований организаторских способностей в педагогике немного: работы А. Алексеева, Н.В. Кузьминой, Н.Б. Крыловой, А.К. Марковой, В. Шепель и др. посвящены изучению организаторских способностей как показателя качества подготовки специалистов; в исследованиях И.С. Мангутова, Б.М. Теплова, Л.И. Уманского и др. раскрыт психологический аспект формирования организаторских способностей личности; П.А. Барыбин, В. Иоголевич, С.А. Подлесный, А. Сурин и др. дают определенные рекомендации по адаптации зарубежного опыта к отечественной практике подготовки специалистов в вузах и др.

Формирующийся рынок труда предъявляет определенные требования к качеству подготовки специалистов с высшим образованием. Ведущее место в такой подготовке занимает определенная компетентность, которая невозможна без сформированности способностей, направляющих профессиональную деятельность. В связи с этим представляется актуальным исследование роли различных форм и методов внеаудиторной деятельности, направленных на вооружение студентов умениями организовать свою деятельность и деятельность других оптимальным образом.

В этом аспекте имеет важное значение разработка педагогических условий формирования организаторских способностей, обеспечивающих рост профессионального потенциала выпускников вуза.

Таким образом, существуют научные предпосылки для решения проблемы формирования организаторских способностей студентов в образовательном процессе вуза. Проведенное исследование позволило выделить противоречие между необходимостью формирования организаторских способностей студентов вуза — будущих специалистов и отсутствием научно-методических рекомендаций по их формированию во внеаудиторной деятельности.



Поиск путей решения данного противоречия составил проблему исследования, заключающуюся в определении эффективности внеаудиторной деятельности по формированию организаторских способностей студентов вуза и обусловил тему исследования «Формирование организаторских способностей студентов вуза во внеаудиторной деятельности».

Цель исследования теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий, способствующих формированию у студентов организаторских способностей

Объект исследования – образовательный процесс в вузе.

Предмет исследования педагогические условия формирования организаторских способностей студентов вуза во внеаудиторной деятельности.

Гипотеза исследования – формирование организаторских способностей студентов вуза будет осуществляться эффективно, если во внеаудиторной деятельности будут реализованы следующие педагогические условия:

  • создан образовательный комплекс для малых групп, сочетающий элементы научного просвещения и практической исполнительской деятельности;

  • разработана и реализована специальная программа «Организатор: знаем, умеем и научим других», обогащенная практическим материалом по организаторской деятельности;

  • осуществлено индивидуальное погружение студентов в специальную и самостоятельную организаторскую деятельность.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи.

  1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической теории и практике.

  2. Обеспечить направленность содержания и организации внеаудиторной деятельности в вузе на формирование организаторских способностей студентов в соответствии с поэтапной сменой организаторских ролей.

  3. Разработать и использовать содержание, формы и методы образовательного комплекса, обеспечивающего единство научного просвещения и практической исполнительской деятельности в формировании организаторских способностей студентов.

  4. Разработать и реализовать специальную Программу «Организатор: знаем, умеем и научим других», обогащенную практическим материалом по организаторской деятельности, направленным на формирование организаторских способностей студентов.

  5. Разработать и реализовать методику индивидуального погружения в специальную и самостоятельную организаторскую деятельность во внеаудиторное время.

Теоретико-методологической основой исследования являются философские положения о сущности человека как совокупности всех общественных отношений, как субъекте деятельности (Н.А. Бердяев, А.М. Гендин, К. Маркс, М. Шеллер и др.); психологические концепции личности как отечественные (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), так и зарубежные (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс К. Хорни и др.); положения об активном влиянии социальной среды на развитие личности (А.В. Мудрик, В.И. Петрищев, М.И. Шилова и др.); идеи деятельностного (В.П. Зинченко, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, В.Н. Мясищев и др.) и личностно-деятельностного подходов (И.Я. Зимняя, А.К. Маркова, П.И. Пидкасистый и др.); теории профессионального становления личности в системе высшей школы (В.А. Адольф, В.С. Кагерманьян, В.В. Краевский, И.Я. Лернер и др.).

Методы исследования: общетеоретические (анализ философской, педагогической, психологической, социологической литературы, нормативно-правовой документации, обобщение педагогического опыта); эмпирические (опытно-экспериментальная работа, наблюдение, опрос, рейтинг, изучение продуктов деятельности, тестирование, метод компетентных оценок); статистические (ранжирование, шкалирование, корреляционный анализ, качественный и количественный анализ результатов исследования, математическая обработка данных (угловой коэффициент Фишера, критерий Манна-Уитни)).

Экспериментальная база исследования: Институт информатики и телематики государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» (г. Абакан, Республика Хакасия).

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2000 — 2001 гг.) был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования организаторских способностей; определены цель, объект, предмет, задачи исследования, разработаны условия гипотезы; изучено состояние организации внеаудиторной деятельности вуза с целью определения её возможностей для формирования организаторских способностей студентов.

На втором этапе (2001 — 2004 гг.) проведена констатирующая часть опытно-экспериментальной работы; разработана программа опытно-экспериментальной работы; проведена коррекция научно-методического обеспечения процесса формирования организаторских способностей студентов; осуществлялся формирующий этап опытно-экспериментальной работы, анализировались результаты, полу­ченные в ходе опытно-экспериментальной работы.



На третьем этапе (2005 — 2007 гг.) проведено теоретическое обобщение полученных в ходе работы материалов исследования; сформули­рованы выводы и рекомендации по организации внеаудиторной деятельности, направленной на формирование организаторских способностей студентов вуза; оформлен текст диссертации.

Научная новизна исследования.

  1. Раскрыта сущность и уточнено понятие «организаторские способности студентов вуза», которое рассматривается как качества личности, позволяющие ей эффективно включать людей в какой-либо вид деятельности, успешно корректировать действия внутри неё, а также изменять деятельность в соответствии с поставленными целями и условиями, в которых она протекает.

  2. Выделены и охарактеризованы структурные компоненты организаторских способностей, определены критерии их сформированности у студентов вуза: функционально-предметная область (знания и умения, обеспечивающие понимание особенностей и внутреннего состояния людей, построение процесса общения, организацию и проведение дела), личностная область (мотивация, ценностное отношение к процессу формирования, ответственность, мобильность, предприимчивость и др.), область перспектив (видение перспектив, способность к самообразованию).

  3. Теоретически обоснованы и в ходе опытно-экспериментальной работы реализованы педагогические условия формирования организаторских способностей студентов вуза во внеаудиторной деятельности: организация внеаудиторной деятельности студентов строится на основе образовательного комплекса в малых группах, обеспечивающего единство научного просвещения и практической исполнительской деятельности студентов; разработана и реализована специальная программа «Организатор: знаем, умеем и научим других», обогащенная практическим материалом по организаторской деятельности (практикум, деловые игры «Презентация «Я — организатор», «Предвыборная кампания», банк «Мастер-класс», электронный учебник «Студенческая жизнь: от участника до организатора» и др.), нацеленным на формирование организаторских способностей студентов, позволяющих принимать организаторские решения в производственных ситуациях, осуществлять обмен организаторским опытом с коллегами-производственниками; самостоятельная организаторская деятельность студентов во внеаудиторное время включает осуществление самооценки уровня сформированности организаторских способностей, составление программы самосовершенствования организаторских способностей и их самореализацию за счет самостоятельного поиска источников информации и объектов приложения организаторских способностей в условиях специального индивидуального погружения.

  4. Доказано, что реализация разработанных педагогических условий способствует повышению уровня сформированности организаторских способностей студентов вуза.

Теоретическая значимость исследования. Теория педагогического процесса вуза получает дальнейшее развитие благодаря включению в его содержание совокупности условий формирования организаторских способностей как личностных качеств будущего специалиста-организатора, что является определенной ценностью в современных условиях развития образования.

Практическая значимость исследования. Разработанные и адаптированные методики исследования и средства диагностики организаторских способностей студентов позволяют определять их уровень в условиях реального учебно-воспитательного процесса вуза. Разработанные материалы (практический материал для организации внеаудиторной деятельности студентов, учебно-методическое пособие «Рабочая тетрадь организатора», электронный учебник «Студенческая жизнь: от участника до организатора» и др.) могут быть использованы в деятельности образовательных учреждений, в системе дополнительного образования и повышения квалификации работников педагогической сферы. Результаты исследования успешно внедряются в учебно-воспитательном процессе вузов Абакана.

Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом научно-педагогических исследований, методологическими основаниями, комплексом методов исследования, отражающих цель и задачи исследования, количественным и качественным анализом, репрезентативными результатами опытно-экспериментальной работы.

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. Организаторские способности как значимые качества личности специалиста позволяют ей быть более востребованной среди других и имеют значение для эффективной организаторской деятельности в условиях конкуренции услуг производства.

  2. Организаторские способности личности имеют сложную структуру, состоящую из взаимосвязанных и проявляющихся в деятельности личности компонентов, акцентирующих функционально-предметную (организаторские знания и умения) и личностную (мотивация, ценностное отношение к процессу их формирования, личностные качества (ответственность, мобильность, предприимчивость и др.)) области, область перспектив (видение перспектив, способность к самообразованию).

  3. Формирование организаторских способностей студентов вуза во внеаудиторной деятельности, организованной на основе поэтапной смены организаторских ролей, обусловлено:

  • сочетанием целенаправленного педагогического руководства, научного просвещения и организаторской деятельности студентов вуза при систематическом индивидуальном и коллективном анализе и рефлексии эффективности внеаудиторной деятельности, ориентированной на усвоение роли «организатора-исполнителя»;

  • реализацией специальной программы «Организатор: знаем, умеем и научим других», позволяющей овладеть ролями «организатор-помощник», «организатор-учитель» и «организатор-сотрудник»;

  • реализацией разработанного курса индивидуального погружения в специальную самостоятельную организаторскую деятельность, способствующую достижению личностью студента уровня «организатора-специалиста».

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе обсуждения материалов на заседаниях кафедры общепрофессиональных психолого-педагогических дисциплин ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», Ученого Совета Института информатики и телематики, кафедры педагогики ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», на научно-практических конференциях в гг. Красно­яр­ске (2004 г.), Абакане (2002 — 2006 гг.), методических семинарах.

Структура диссертации. Работа включает Введение, две главы, Заключение, список литературы и Приложения.

Основное содержание диссертации

Во Введении обоснована актуальность темы, определены проблема, объект, предмет исследования, сформулированы цель, задачи исследования, выдвинута гипотеза, показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость, представлены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Формирование организаторских способностей студентов вуза как объект научно-педагогического исследования» раскрыты основные подходы в исследуемой проблеме, понятия, рассмотрены сущность и структура организаторских способностей, определены существующие возможности внеаудиторной деятельности по их формированию у студентов вуза.

В первом параграфе «Проблема организаторских способностей в психолого-педагогических исследованиях» на основе анализа научной литературы рассмотрены основные характеристики способностей личности, конкретизированы сущность, определение и структура организаторских способностей, определены условия их формирования.

В известных зарубежных концепциях личности говорится о её стремлении к «самосовершенству» (А. Адлер), «полной реализации подлинных возможностей» (К. Хорни), «желании человека стать тем, кем он может стать» (К. Гольдштейн, А. Маслоу), «наиболее полному выявлению и развитию своих способностей и возможностей» (К. Роджерс). Данная идея находит отражение и в работах отечественных психологов (Л.И. Анциферова, К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). По мнению А.Г. Асмолова и А.В. Петровского, «индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнаруживает способность стать личностью, реализуемую в социально-значимой деятельности».

Способности, в том числе и организаторские, являются элементом структуры личности, подчеркивают её взаимосвязь с внешним миром через приобретение и совершенствование социокультурного опыта, содействуют активному раскрытию, проявлению потенциала и творческому использованию знаний с учетом особенностей ситуации.

Предпосылками актуализации проблемы формирования организаторских способностей являются: возрастание конкуренции в сфере профессиональных отношений, содержание государственных документов по модернизации российского образования, научные исследования критериев качества подготовки будущих специалистов (В.С. Кагерманьян, Ю.С. Перфильев, Ю. Похолков, В. Шепель и др.), в которых признается необходимость формирования конкурентоспособного (востребованного, мобильного) специалиста. Одним из базовых качеств такого специалиста ученые называют организаторские способности.

В психолого-педагогических исследованиях приводится множество определений понятия «способности личности», в которых они рассматриваются как индивидуально-психологические особенности (Ю.Б. Гиппенрейтер, Б.М. Теплов и др.); отдельные свойства, качества (А.Г. Ковалев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн и др.); внутренние возможности (Е.Е. Данилова, И.В. Дубровина, М.И. Еникеев и др.), связанные с деятельностью личности.

В параграфе обращено внимание на то, что исследователи по-разному определяют их взаимосвязь: А.В. Батаршев, Э.А. Голубева, Е.А. Климов, А.Г. Ковалев и др. связывают способности с «возможностью успеха в конкретной деятельности», «высоким достижением»; Е.И. Рогов, С.Л. Рубинштейн и др. — с «готовностью», «пригодностью к деятельности», что позволяет говорить о личности, как более или менее способной к деятельности, и выделять несколько уровней сформированности определенной способности.

Понятие «организаторские способности» рассматривается учеными в связи с успешным овладением организаторской деятельностью (И.С. Мангутов, Л.И. Уманский и др.); умением эффективно выстраивать межличностное общение и взаимодействие (В.С. Лазарев, А.Н. Лутошкин, Р. Петрунева и др.); успешным воздействием на личность и коллектив в образовательной сфере и побуждением её к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию (О.А. Абдуллина, Н.В. Кузьмина, Л.Д. Столяренко и др.)

В нашей работе под организаторскими способностями понимаются качества личности, которые позволяют эффективно включать людей в определенный вид социальной или профессиональной деятельности, успешно корректировать действия внутри неё, а также изменять деятельность в соответствии с поставленными целями и условиями, в которых она протекает.

В работе представлена структура организаторских способностей, состоящая из взаимосвязанных и взаимообусловленных блоков: 1) знаниево-действенный блок (знания и умения, обеспечивающие: а) понимание внутреннего состояния и поведения людей; б) построение общения; в) организацию дела); 2) личностный блок (мотивация; ценностное отношение; личностные качества; способность к самообразованию).

Исследователи указывают, что формирование способностей, в том числе и организаторских, происходит на основе деятельностного (В.П. Зинченко, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, В.Н. Мясищев и др.) и личностно-деятельностного подходов (И.Я. Зимняя, А.К. Маркова, П.И. Пидкасистый и др.). В соответствии с ними в работе были отобраны и уточнены основные требования к формирующей деятельности: целенаправленность; наличие интереса к деятельности; учет индивидуальных возможностей и направленности личности; общественная значимость; разнообразие форм осуществления деятельности. Особое значение в формировании организаторских способностей студентов придается содержанию деятельности и целенаправленному педагогическому сопровождению.

В работе определены критерии сформированности организаторских способностей, в качестве которых выступают структурные компоненты организаторских способностей (знания, умения, мотивация, ценностное отношение, личностные качества, способность к самообразованию), и уровни сформированности организаторских способностей: элементарный, средний, достаточный и высокий. Организаторские способности элементарного и среднего уровней сформированности позволяют личности включаться в репродуктивную (исполнительскую) организаторскую деятельность с использованием полученных «готовых» научно-методических знаний и известных способов деятельности и являются обязательной основой для формирования организаторских способностей достаточного и высокого уровней, обеспечивающих перевод личности в позицию активного, самостоятельного соавтора (субъекта) организаторской деятельности.



Поділіться з Вашими друзьями:
  1   2


База даних захищена авторським правом ©chito.in.ua 2019
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка